Учет граждан граждан России, находящихся за пределами территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Приказом МИД РФ от 17.08.2011 N 15114 "Об утверждении Правил ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации". Консульские учреждения России ведут учёт граждан, временно находящихся или постоянно проживающих на территории соответствующего консульского округа, в целях обеспечения их прав, интересов и безопасности.

Отметка о консульском учёте в заграничном паспорте гражданина России, начиная с 6 ноября 2011 года, не проставляется. По требованию гражданина консульское должностное лицо бесплатно выдает справку о постановке на учёт либо о снятии с учёта, составленную в произвольной форме.

Генеральное консульство России в Мюнхене принимает к рассмотрению заявления о постановке на учет от лиц, находящихся или постоянно проживающих на территории его консульского округа (Свободного государства Бавария).

Справки, подтверждающие постановку на учёт либо снятие с учёта, направляются Генконсульством по почте бесплатно.

 

Постановка на учет и снятие с учета граждан Российской Федерации

Постановка российского гражданина на учёт в загранучреждении является добровольной и осуществляется по его желанию вне зависимости от цели и срока пребывания за рубежом. Каких-либо ограничений для постановки гражданина России на учёт действующим законодательством не установлено. При этом факт постановки на учёт либо отсутствие таковой не порождают для гражданина каких-либо правовых последствий.

Учёт российских граждан в загранучреждении заключается в фиксировании консульскими должностными лицами предоставляемых гражданами своих контактных данных, которые в соответствии с законом используются в целях обеспечения прав, интересов и безопасности самих граждан. В частности, в случае возникновения в иностранном государстве какой-либо чрезвычайной ситуации сведения о месте пребывания гражданина, пусть даже кратковременного, о способах экстренной связи с ним или с его родственниками могут иметь решающее значение.

Данные учёта используются и для составления списков находящихся за рубежом избирателей и участников референдума.

Постановка на учёт осуществляется на основании заявления о постановке на учёт, поданного гражданином в отношении себя или иных граждан, законным представителем которых он является.

 

Для постановки на учёт необходимо

Представить лично либо направить почтой заявление о постановке на учёт с копией загранпаспорта. Заявление также может быть направлено посредством заполнения электронной формы.

По требованию гражданина (при посещении Генконсульства либо запроса, направленного по почте) ему выдается справка, подтверждающая факт постановки на консульский учет.

Для получения справки о постановке на консульский учет по почте, необходимо приложить к заявлению маркированный конверт с обратным адресом. В противном случае выполняется постановка на учет без направления соответствующей справки.

 

Для снятия с учёта необходимо

Представить лично либо направить почтой заявление о снятии с учёта с копией загранпаспорта.

По требованию гражданина (при посещении Генконсульства либо запроса, направленного по почте) ему выдается справка, подтверждающая факт снятия с консульского учета.

Для получения справки о снятии с консульского учета по почте, необходимо приложить к заявлению маркированный конверт с обратным адресом. В противном случае снятие с консульского учета выполняется без направления соответствующей справки.

 

 

Снятие с регистрационного учета по месту жительства в России

В соответствии с Правилами регистрации и снятия с учёта граждан Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации № 13 от 17 июля 1995 года, а также Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой Российской Федерации (ФМС России) государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённым приказом ФМС России № 208 от 20 сентября 2007 года, регистрационный учёт российских граждан на территории Российской Федерации осуществляется в настоящее время территориальными органами Главного управления по делам миграции МВД России.

Указанные нормативные правовые акты не наделяют МИД России и консульские учреждения Российской Федерации полномочиями по снятию граждан, находящихся за рубежом, с регистрационного учёта по месту жительства в Российской Федерации.

Гражданам Российской Федерации, выехавшим из России в Германию на законных основаниях без снятия с регистрационного учёта по месту жительства в России, имеющим разрешение немецких властей на проживание в Германии, в случае, если у них возникло намерение сняться с регистрационного учёта по месту жительства в пределах Российской Федерации в период их нахождения за пределами Российской Федерации, следует обращаться с заявлением в соответствующий территориальный орган Главного управления по делам миграции МВД России напрямую. В российском консульском загранучреждении возможно лишь заверение подписи на заявлении при возникновении такой необходимости.

Адреса территориальных органов Главного управления по делам миграции МВД России на территории Российской Федерации, а также перечень необходимых для снятия граждан с регистрационного учёта документов указаны на сайте Главного управления по делам миграции МВД России.