1. Для назначения пенсионных выплат, а также для решения всех сопутствующих вопросов необходимо обращаться напрямую в Пенсионный фонд России.
  2. Порядок обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим) определен «Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую» в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 17/19пб. В соответствии с названными Правилами граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без каких-либо ограничений по времени. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
  1. Право на пенсию (дополнительное материальное обеспечение) в соответствии с российским законодательством граждане, проживающие за границей, могут реализовать путем подачи соответствующего заявления (перечень документов) со всеми необходимыми документами в органы пенсионного обеспечения следующими тремя способами:

В Пенсионный Фонд России или местный орган соцобеспечения пенсионные документы заявителем направляются самостоятельно. Рассылку документов в российские пенсионные организации Генконсульство не производит.

При этом:

Если граждане РФ, не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии ( заявление о назначении пенсии + заявление о выплате пенсии на территории РФ) в территориальный орган ПФР по месту фактического проживания/месту своего пребывания.

Если граждане РФ выехали на постоянное жительство за пределы РФ и не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания на территории РФ, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии ( заявление о назначении пенсии + заявление о выплате пенсии на территории РФ) непосредственно в ПФР (Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, Москва).

Копии заявлений и документы для установления и выплаты пенсии, направленные гражданами по факсимильной связи не имеют юридической силы, в связи с чем не могут быть приняты во внимание для принятия соответствующего решения.

Обращаем внимание, что по факсимильной связи может приниматься уточняющая информация об адресе проживания и банковских реквизитах получателя пенсии, поскольку данная информация не является правоустанавливающей.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» принимаются на рассмотрение обращения граждан, поступившие по каналам факсимильной связи, при этом ответы на них направляются по почтовому адресу, указанному в обращении.

Письменные обращения по вопросам пенсионного обеспечения следует направлять на юридический адрес ПФР (Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей): Шаболовка ул., 4, ГСП-1, г. Москва, 119991. Факс: (495) 987-80-70.

Департамент осуществляет прием, консультации граждан и заинтересованных ведомств, организаций по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей. Прием ведется по адресу: г. Москва, ул. Академика Анохина, 20. Непосредственный прием посетителей ведется отделом по приему граждан и рассмотрению обращений (клиентская служба) ежедневно по рабочим дням в порядке живой очереди (с понедельника по четверг с 9:30 до 17:00 часов и по пятницам с 9:30 до 16:00 часов).

  1. При обращении за назначением пенсии, необходимо оформить в Генконсульстве следующие документы:

справка о дате выезда гражданина на постоянное жительство из Российской Федерации (переезда из одного государства в другое) и месте его постоянного жительства за пределами Российской Федерации по форме согласно приложению № 2 к Постановлению Правительства РФ от 17.12.2014 г. N1386, которая выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации, составляется БЕСПЛАТНО;

справка о выполнении (невыполнении) гражданином оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации по форме согласно приложению № 3 к Постановлению Правительства РФ от 17.12.2014 г. N1386, которая выдается дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации или компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. Данная справка представляется только в установленных законодательством Российской Федерации случаях, если выплата пенсии зависит от факта выполнения оплачиваемой работы (выплата пенсии по случаю потери кормильца лицам, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, пенсии за выслугу лет гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава, выплата надбавки к пенсии неработающим пенсионерам на нетрудоспособных иждивенцев, другие предусмотренные законодательством Российской Федерации случаи), составляется БЕСПЛАТНО.

  1. Выплата пенсии лицам, проживающим за пределами Российской Федерации, производится при условии представления в Пенсионный фонд Российской Федерации (в случае перевода назначенной пенсии за пределы России) или в его территориальный орган (в случае получения пенсии на территории России) документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, либо личной явки гражданина в соответствующий орган, выплачивающий ему пенсию, или дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующий период. В случае личной явки гражданина в ПФР (его орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации) или дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом составляется акт о личной явке гражданина по форме согласно приложению № 4 к Постановлению Правительства РФ от 17.12.2014 г. N1386.

Таким образом, выплата пенсии лицам, проживающим за рубежом, может производиться при условии представления в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, документа:

акта о личной явке, в случае личной явки гражданина либо в ПФР (его территориальный орган, который осуществляет выплату пенсии), либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом, составляется БЕСПЛАТНО;

-документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых который выдается компетентным органом (нотариусом) иностранного государства (необходимо его удостоверение путем проставления штампа «АПОСТИЛЬ» в компетентном органе страны проживания в соответствии со ст. 4 Гаагской Конвенции от 05.10.1961 года. После удостоверения документа посредством штампа «АПОСТИЛЬ» производится перевод на русский язык . Верность перевода должна быть нотариально удостоверена консульским учреждением Российской Федерации).

Важно, что документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, (акт о личной явке гражданина) представляется (составляется) не ранее чем по истечении 12 месяцев со дня:

-подачи гражданином, проживающим за границей, заявления о выплате пенсии за пределы Российской Федерации или на ее территории соответственно в Пенсионный фонд Российской Федерации или его орган, осуществляющий ему выплату пенсии;

-представления (составления) ранее представленного (составленного) документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, либо акта о личной явке гражданина (его законного представителя). При этом днем представления указанного документа в ПФР и его территориальные органы считается дата его составления.

Тем самым, отпадает необходимость оформления и представления документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых (акта о личной явке гражданина) непосредственно на 31 декабря каждого года, как это было предусмотрено ранее. Например, на основании документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых (акта о личной явке гражданина) выданного соответствующим органом 15.09.2014 выплата пенсии органом, осуществляющим пенсионное обеспечение гражданина, будет продолжена по 30.09.2015.

Для получения упомянутых документов необходимо ЛИЧНО явиться в Генконсульство, имея при себе :
  • действующий российский заграничный паспорт;
  • документ, подтверждающий правовой статус и законность проживания на территории ФРГ: удостоверение личности гражданина ФРГ/правооснование на пребывание и справка с места регистрации в ФРГ “Meldebescheinigung”

Консульским департаментом МИД России введен в эксплуатацию интернет-сайт, через который каждый пенсионер, проживающий за рубежом, может подать в консульское учреждение по месту жительства заявление на выдачу необходимых ему пенсионных справок, а также заявление для подтверждения факта нахождения в живых в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде.

Предварительная передача своих персональных данных позволит сократить время, необходимое для оформления требуемых документов при посещении консульского учреждения тем заявителям, которые ранее еще не обращались в консульский отдел за справками.

Заявители, которые ранее уже оформляли в консульском отделе пенсионные справки, могут не заполнять данную форму.

Обращаем внимание, что все практические вопросы пенсионного обеспечения, за исключением оформления вышеупомянутых документов, решаются гражданами самостоятельно, без участия консульского учреждения.

Запросы по срокам выплаты, размерам пенсий в иностранной валюте, задержкам в выплате, а также другим пенсионным вопросам следует направлять в местные органы соцобеспечения или Пенсионный фонд России.